Общий рынок предполагает – Общий рынок — это… Что такое Общий рынок?

определение, специфика, преимущества и недостатки, примеры :: BusinessMan.ru

Интеграция государств и создание региональных объединений – это основополагающая тенденция современности. В процессе взаимосближения экономик можно выделить несколько этапов. Среди них зона свободной торговли, таможенный союз и, наконец, общий рынок. На сегодняшней день на высшем этапе интеграции находится ЕС. Он является экономическим и валютным союзом.

Общий рынок: определение

Данное понятие обозначает торговый блок, в торговле между странами которого отсутствует большинство барьеров в движении товаров, а также частично внедрена общая политика относительно перемещения между его членами других факторов производства. Завершающим этапом является создание так называемого единого рынка. В нем физические, технические и фискальные барьеры между странами практически отсутствуют, что способствует свободному движению факторов производства между членами торгового блока. Общий рынок в экономике обычно рассматривается как первая ступень к созданию единого. Его формирование происходит на основе зоны свободной торговли в результате углубления хозяйственных связей между странами.

Специфика

Общий рынок – это торговый блок, который предполагает свободное движение капитала и услуг, однако большое количество торговых барьеров остаются в силе. В нем снимаются квоты и тарифы на импорт товаров. Однако другие барьеры в торговле между странами по-прежнему остаются. И это нетарифные ограничения. Среди них фитосанитарные требования, национальные административные процедуры и многое другое, что разнится в странах, которые создали общий рынок. Это создает барьеры в торговле между ними. Не все зарубежные производители готовы приспосабливаться к требованиям других стран, входящих в объединение. Однако постепенно нетарифные барьеры между интегрирующимися государствами начинают сниматься. В конечном счете происходит формирование единого рынка. На данном этапе интеграции товары, услуги, трудовые ресурсы и капитал перемещаются между странами объединения так же свободно, как и в пределах одного государства.

Страны, входящие в общий рынок, сохраняют различия в системах налогообложения, требованиях к электронной коммерции, в некоторых секторах сферы услуг, в частности, в финансах и транспорте. Также в объединении на данном этапе интеграции могут быть не полностью гармонизированы требования относительно профессиональных квалификаций.

Преимущества и недостатки

Общий рынок обычно рассматривается, как и другие этапы интеграции, исключительно в позитивном ключе. Однако на самом деле данный этап интеграции имеет для объединившихся стран как преимущества, так и недостатки. Полная свобода перемещения факторов производства позволяет использовать их более эффективно, что ведет к увеличению продуктивности. Общий рынок создает более конкурентную среду, что затрудняет создание монополий. Также это означает, что неэффективные компании будут нести убытки и будут вынуждены уйти из бизнеса. Альтернативой этому неблагоприятному исходу может стать только увеличение их конкурентоспособности за счет реорганизации производства. Что касается потребителей, то они также выигрывают от создания общего рынка. Они получают более дешевые продукты и огромный выбор товаров и услуг.

Однако переходной период может оказывать негативное влияние на национальные экономики стран объединения. Это связано с увеличением конкуренции. Национальные производители, раньше получавшие субсидии, могут оказаться не готовы к изменениям. Следствием может стать их банкротство. Еще одним недостатком создания общего рынка является трудовая миграция из менее развитых стран объединения в успешные в экономическом плане государства.

Примеры

Следует сразу отметить, что все экономические союзы являются общими рынками, поэтому включать их в данный список нецелесообразно. На этапе общего рынка находятся многие интеграционные объединения. Среди них:

  • Европейский единый рынок. Он включает в себя территорию 28 стран ЕС, а также Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.
  • АСЕАН. Данное региональное интеграционное объединение включает 10 государств Юго-Восточной Азии (Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам) и 2 наблюдателей.
  • Система центральноамериканской интеграции. Она включает в себя 8 членов (Белиз, Коста-Рику, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Панаму, Сальвадор и Доминиканскую Республику) и 2 наблюдателей.
  • КАРИКОМ. Карибский общий рынок и экономика включают 12 постоянных членов.
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Членами этого интеграционного объединения являются 6 государств.
  • МЕРКОСУР. Данное интеграционное объединение включает 4 членов, 5 ассоциированных государств и 2 наблюдателей.

businessman.ru

Общий рынок как этап интеграции,его особенности, примеры

Экономическая интеграция является процессом, в результате которого происходит унификация хозяйственных политик различных государств благодаря частичному или полному снятию тарифных и других ограничений на торговлю между ними. Это приводит к уменьшению цен для производителей и потребителей, что позволяет увеличить благосостояние страны и каждого отдельного гражданина. Общий рынок является одним из этапов интеграции. Он предполагает не только свободное перемещение товаров между объединившимися странами, как это происходит при подписании соглашения об ассоциации, но и услуг, трудовых ресурсов и капиталов.

Этапы и их особенности

Впервые теория экономической интеграции была сформулирована в 1950 году Джейкобом Винером. Он рассматривал потоки товаров между государствами до и после унификации и сравнивал их с показателями по остальному миру. Однако в современном виде теорию разработал венгерский экономист Бела Баласса в 1960-е. Он считал, что наднациональный общий рынок, который характеризуется свободным перемещением факторов, создает спрос на дальнейшую интеграцию. Причем сближается не только экономика государств, но и политика. Выделяют следующие этапы интеграции:

  1. Зона преференционной торговли. На этом этапе происходит частичная отмена ограничений на движение товаров, капиталов и услуг.
  2. Зона свободной торговли. Данный этап предполагает снятие тарифных барьеров на движение товаров.
  3. Таможенный союз. На данном этапе происходит снятие барьеров на движение товаров. Также формируется общий внешний таможенный тариф.
  4. Общий рынок. Этот этап характеризуется свободным движением между объединившимися государствами товаров, услуг, денежных и трудовых ресурсов.
  5. Экономический союз. Все так же, как и на предыдущем этапе, но добавляется частично общая внешняя политика по барьерам в перемещении товаров и услуг, капитальных и трудовых ресурсов в третьи страны.
  6. Экономический и монетарный союз. Он еще больше увеличивает степень унификации между странами. Данный этап предполагает дополнительно к особенностям предыдущего общую монетарную политику между объединившимися странами.
  7. Полная экономическая интеграция. Это последний этап. Его особенностью является свободное движение внутри объединения всех производственных факторов, единая монетарная и фискальная политика и установление общих внешних барьеров по всем факторам по отношению к другим странам.

Общий, единый или унифицированный рынок?

Внутри каждого из этапов интеграции можно выделить несколько ступеней. Общий рынок часто рассматривается в качестве промежуточного итога. Зачастую он создается на основе торговой ассоциации с относительно свободным движением производственных факторов, кроме трудовых ресурсов, для дальнейшего снятия тарифных барьеров. Затем он трансформируется в единый рынок. Эта ступень внутри четвертого этапа интеграции предполагает создание блока, в котором большинство торговых барьеров по товарам снято. Также единый рынок предусматривает практически полную свободу движения других факторов производства. Постепенно с углублением интеграции товары, услуги, капитал и трудовые ресурсы начинают перемещаться внутри союза без учета национальных границ. Когда это происходит, можно говорить о создании унифицированного рынка, последней ступени четвертого этапа.

Преимущества и недостатки

Создание единого рынка сопряжено со множеством выгод для союза стран. Полная свобода движения факторов производства позволяет использовать их более эффективно. Увеличение конкуренции на рынке позволяет вытеснить слабых игроков, но не дать сформироваться монополиям. Оставшиеся фирмы в полной мере могут получить выгоду от экономии на масштабе. Потребители наслаждаются низкими ценами и большим выбором продуктов. Страны общего рынка могут испытывать негативные эффекты от создания объединения во время переходного периода. Увеличившаяся конкуренция может вывести из бизнеса часть национальных производителей. Если им не удастся увеличить эффективность своей работы за короткое время, то им придется прекратить свое функционирование.

Единое экономическое пространство

Оно было создано в 2012 году. Первоначально единое экономическое пространство включало Беларусь, Казахстан и Россию. Однако с 2015 года к объединению присоединились Армения и Кыргызстан. Сейчас оно функционирует в рамках Евразийского таможенного союза. В качестве конечной цели создания объединения рассматривается формирование единого рынка между странами.

Андское сообщество

Это также таможенный союз. В него входят такие южноамериканские государства, как Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Долгосрочной целью объединения изначально также являлось формирование общего рынка. Однако сейчас все больше говорят о его слиянии с Меркосур и создании зоны свободной торговли.

fb.ru

Итоговый тест по дисциплине «Мировая экономика»В2

1.Субъектами мирового хозяйства как функционирующей системы являются:
1. национальные экономики
2. транснациональные компании
3. региональные экономические группировки
4. международные экономические организации
5. верно все

2. К СНГ относятся:
1. Армения
2. Азербайджан
3. Беларусь
4. Киргизия
5. верно все

3. Частями МРТ являются:
1. международное кооперирование производства
2. международный экспорт
3. специальные производства
4. международная интеграция производства
5. международный импорт

4. Глобализация как новое явление в мировой экономике стало типичным:
1. в 18в.
2. в 19 в.
3. в начале 20в.
4. в середине 20в.
5. в конце 20 в.

5. Окончание угрозы ядерной войны в 20 веке относится к:
1. к 60-м годам
2. к 70-м годам
3. к 80-м годам
4. к 90-м годам
5. к 50-м годам

6. Энергетический (нефтяной) кризис, вследствие которого ОПЕК впервые резко повысила цены на сырую нефть имел место:
1. в начале 70-х
2. в начале 80-х
3. в начале 90-х
4. в 2000г.
5. никогда не был

7. К возобновляемым ресурсам принадлежат:
1. ресурсы животного мира
2. водные ресурсы
3. минеральные ресурсы
4. климатические ресурсы
5. земельные ресурсы

8. К нетрадиционным источникам энергии относят энергию:
1. солнечную
2. ветра
3. геотермальную
4. приливную
5. верно все

9. Рост численности населения зависит от:
1. рождаемости
2. смертности
3. социальных условий жизни
4. экономических условий жизни,
5. верно все

10. Под трудовыми ресурсами понимают и к ним относят часть населения:
1. обладающую необходимым физическим развитием
2. обладающую умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности

3. находящихся в трудоспособном возрасте
4. работающих подростков,
5. верно все

11. К категории экономически активного населения (по методологии ООН) относят:
1. предпринимателей
2. работающих по найму
3. лиц, не имеющих работы, на желающих ее получить
4. временно работающих
5. верно все

12. В развивающихся странах максимальная доля экономически активного населения приходится на:
1. сельское хозяйство
2. сфера услуг
3. промышленность,
4. строительство
5. транспорт

13. Народонаселение — это совокупность людей, проживающих
1. в пределах области
2. страны
3. континента
4. земного шара
5. определенной территории

14. Основными факторами, влияющими на размещение населения, являются:
1. природные условия территорий
2. наличие богатых и разнообразных природных ресурсов
3. уровень экономического развития территорий

4. условия для развития транспорта и товарообмена
5. верно все

15. К предпринимателям относят:
1. владельцев компаний
2. менеджеров, не являющихся владельцами компаний
3. организаторов бизнеса, являющихся одновременно владельцами и управляющими
4. лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
5. верно все

16. Криминальная экономика включает в себя виды деятельности:
1. торговлю наркотиками и оружием
2. рэкет
3. коррупцию
4. «отмывание грязных денег»
5. верно все

17. Результативность сферы НИОКР оценивается:
1. отношением прироста выпускаемой наукоемкой продукции к расходам на НИОКР
2. количеством Нобелевских лауреатов по направлениям
3. количеством ежегодно выдаваемых патентов на изобретения
4. количеством используемых отечественных патентов в производстве
5. верно все

18. Природные ресурсы включают в себя:

1. энергетические
2. земельные
3. водные
4. лесные
5. верно все

19. Основным потребителем воды в мире является:
1. сельское хозяйство
2. коммунальное хозяйство
3. промышленность
4. транспорт
5. строительство

20. Некриминальный сектор теневой экономики включает в себя хозяйственную деятельность:
1. не отражаемую в бухгалтерской и иной отчетности
2. отражаемую в отчетности с искажениями
3. не фиксируемую в договорах
4. не фиксируемую официальной статистикой
5. верно все

21. Процесс перевода с/х на индустриальную основу в Японии был осуществлен в 20 веке:
1. в 30-е годы
2. в 40-е годы
3. в 50-е годы 
4. в 60-е годы
5. в 70-е годы

22. Среднегодовые темпы прироста потребления первичных энергоресурсов в конце 20в. (1980-2000г.г.) были наибольшими в группе стран:
1. развитые страны

2. развивающиеся страны
3. НИС
4. страны с переходной экономикой
5. наименее развитые страны

23. Максимальную долю в структуре потребления энергоресурсов в группе развивающихся стран занимает:
1. нефть
2. уголь
3. ГЭС
4. АЭС
5. торф и сланцы

24. Максимальную мощность нефтеперерабатывающей промышленности имеет:
1. США
2. Россия
3. Западная Европа
4. Япония
5. Саудовская Аравия

25. Наибольшую долю выработки в структуре мирового производства электроэнергии занимают типы электростанций:
1. ГЭС
2. АЭС
3. ТЭС
4. альтернативные источники энергии
5. геотермальные электростанции

26. Наибольшую долю в структуре пассажирооборота мирового транспорта занимает:
1. железнодорожный
2. автомобильный
3. воздушный
4. морской
5. автомобильный индивидуального пользования

27. Многофакторные модели колебаний конъюнктуры учитывают:

1. объем инвестиций
2. денежную массу в обращении
3. государственную экономическую политику
4. верно все

28. К непостоянно действующим нециклическим факторам конъюнктуры можно отнести:
1. сезонность
2. социальные конфликты
3. политический кризис
4. стихийные бедствия
5. верно все

29. Основные направления регулирования в экономике развитых стран:
1. регулирование инвестиций
2. регулирование сбыта товаров и услуг
3. регулирование рынка труда
4. регулирование НИОКР
5. верно все

30. Максимальную долю в объеме мировой торговли занимают:
1. страны с переходной экономикой
2. развивающиеся страны
3. развитые страны
4. НИС
5. наименее развитые страны

31. Для развитых стран характерны следующие группы иммигрирующей рабочей силы:
1. малоквалифицированная
2. высококвалифицированная

3. утечка умов
4. ученые
5. верно все

32. Западноевропейские страны достигли конвертируемости валют по текущим операциям:
1. к началу 50-х
2. к концу 50-х
3. к началу 60-х
4. к началу 70-х
5. к концу 70-х годов 20 века

33. Выберите синонимы:
1. развивающиеся страны
2. «периферия»
3. «третий мир»
4. «юг»
5. верно все

34. По критерию Всемирного банка к проживающим в бедности относят лиц с ежедневным доходом не превышающим:
1. 1 долл.
2. 2 долл.
3. 3 долл.
4. 5 долл.
5. 10 долл.

35. Причинами Азиатского финансового кризиса 1997г. можно считать:
1. завышенные процентные ставки
2. низкую возвратность ссуд
3. снижение темпов хозяйственного роста
4. недостаток инвестиций в промышленность
5. верно все

36. Наиболее развитой и сложной формой экономической интеграции считают:
1. таможенный союз

2. зона свободной торговли
3. преференциальные торговые соглашения
4. общий рынок
5. экономический союз

37. Общий рынок предполагает:
1. свободу перемещения товаров и услуг
2. свободу перемещения капиталов
3. свободу перемещения людей
4. гармонизацию правовых норм и промышленных стандартов
5. верно все

38. Россия располагает ощутимыми конкурентными преимуществами в сфере услуг:
1. освоение космоса
2. туризм
3. гостиничный бизнес
4. транспортные перевозки
5. консалтинговые услуги

39. Для России 90-х годов характерно появление рынков:
1. товаров и услуг
2. капиталов
3. кредитов
4. недвижимости
5. верно все

40. По доле в отраслевой структуре российской промышленности лидирующие позиции занимает:
1. электроэнергетика
2. топливная
3. машиностроение
4. легкая
5. стройматериалов

41. Наибольшую долю в российском экспорте занимает товарная группа:
1. минеральные продукты и электроэнергия
2. металлы, драгоценные камни и изделия из них
3. машины
4. оборудование и транспортные средства
5. текстиль и текстильные изделия

42. Укажите максимальный диапазон изменения индекса потребительских цен в течение года за период: 1990-2004г.г.
1. 100-500%
2. 501-800%
3. 801-1200%
4. 1201-2000%
5. 2001-2600%

43. К «отсроченной инфляции» 90-х годов в России следует отнести:
1. невыплату пенсий и пособий
2. задержку в выплате зарплаты бюджетникам
3. неоплату поставок по госзаказу
4. рост внешнего долга из-за его непогашения
5. верно все

44. Укажите товар российского экспорта, на который экспортная квота в 90-е годы увеличилась до наибольших размеров:
1. сырая нефть и нефтепродукты
2. минеральные удобрения
3. целлюлоза


4. продукция машиностроения
5. продукция легкой промышленности

45. Наибольшую долю в импорте России из стран СНГ занимает группа товаров:
1. машины, оборудование и транспортные средства
2. древесина и целлюлозно-бумажные изделия
3. кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
4. минеральные продукты
5. продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

nn.dekane.ru

«ОБЩИЙ РЫНОК» — это… Что такое «ОБЩИЙ РЫНОК»?

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), — гос.-монополистич. объединение шести зап.-европ. гос-в: Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, ФРГ и Франции, созданное в целях осуществления т. н. экономич. интеграции Европы путем ликвидации таможенных тарифов и проведения совместных мероприятий в области экономич. и социальной политики; направлено на усиление воен.-экономич. базы Западноевропейского союза — военно-политич. группировки, существующей под эгидой агрессивной Орг-ции североатлантического договора (НАТО). Договор, предусматривавший образование «О. р.», был подписан в Риме 25 марта 1957 и вступил в силу 1 янв, 1958. В соответствии с договором об «О. р.» в течение 12 лет (до 1970) предполагается осуществить отмену между странами — членами «О. р.» таможенных пошлин и количеств. ограничений для ввоза и вывоза товаров; установить общий тариф и общую торговую политику по отношению к третьим странам; устранить внутри «О. р.» препятствия для свободного движения лиц и капиталов; установить общую политику в области с. х-ва и транспорта; создать Европ. инвестиц. банк и т. д. В 1958-65 странами — членами «О. р.» было осуществлено снижение таможенных пошлин в среднем на 60%, создан инвестиц. банк, достигнуто известное сближение их законодательств в области внеш. торговли с третьими странами и свободы перемещения товаров, капиталов и рабочей силы внутри «О. р.». Однако уже вскоре после подписания договора об «О. р.» между отд. его участниками наметились разногласия по ряду вопросов экономич. политики. В частности, Франция ратует за сохранение франц. цен на с.-х. продукты в качестве единых для всех стран «О. р.», ФРГ возражает, опасаясь конкуренции франц. продукции на рынке Зап. Германии; Франция выступает против допуска Великобритании в «О. р.», а др. участники этой орг-ции, заинтересованные в расширении экономич. связей с англ. торгово-пром. кругами, добиваются принятия Великобритании в «О. р.». США, опираясь на ФРГ, стремящуюся при амер. поддержке занять руководящее положение внутри «О. р.», неуклонно усиливают свое экономич.

проникновение в страны «О. р.». Так, к кон. 1964 прямые амер. инвестиции в гос-вах «О. р.» превысили 5 млрд. долларов (в т. ч. в ФРГ — 2 млрд., во Франции — 1,5 млрд., в Италии — 800 млн., в Нидерландах — 500 млн. и в Бельгии — 400 млн. долларов).

Осн. руководящими органами «О. р.» являются: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд, а также Экономич. и социальный комитет и Валютный комитет. Ассамблея, имеющая рекомендательно-консультативные функции, и Суд, выполняющий арбитражные функции, являются общими органами как для «О. р.», так и для Евратома и Европейского объединения угля и стали. Экономич. и социальный комитет — совместный консультативный орган «О. р.» и Евратома. Совет «О. р.» координирует экономич. политику гос-в — членов «О. р.» на уровне пр-в. Комиссия «О. р.» выносит решения по вопросам текущей экономич. деятельности этой орг-ции и осуществляет контроль над их выполнением. Местопребывание руководящих органов «О. р.» — Брюссель.

При заключении договора 1957 о создании «О. р.» в качестве составной его части была подписана конвенция (сроком на 5 лет) о присоединении («ассоциировании») к «О. р.» 22 афр. стран — колон. владений участников ЕЭС. Еще до истечения срока конвенции эти страны завоевали нац. независимость и гос. суверенитет. В июле 1963 в Яунде (Камерун) была подписана новая конвенция о присоединении к «О. р.» на правах «ассоциированных членов» 18 афр. стран (Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Камерун, Конго (Браззавиль), Конго (Киншаса), Мавритания, Мали, Малагасийская Республика, Нигер, Руанда, Сенегал, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад). «Ассоциированными членами» «О. р.» являются также Греция (с 1961), Турция (с 1963), Нигерия (с 1966). «Ассоциированные члены» не принимают участия в работе руководящих органов «О. р.». Западные державы — участницы «О. р.» используют ЕЭС для сохранения аграрно-сырьевой структуры экономики афр. стран — «ассоциированных членов» ЕЭС.

Публ.: «МЖ», 1957, No 7, с. 143-50.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Вопрос 32.«Общий рынок» и Европейский Союз. Причины его формирования, этапы развития, роль и значение.

«Общий рынок» и Европейский Союз. Причины его формирования, этапы

развития, роль и значение.

Общий рынок — форма международной экономической интеграции. Обеспечивает его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капитала, рабочей силы. Участники общего рынка проводят единую внешнеторговую политику.Европейский союз (ЕС) официальное название ведущей интеграционной группировки западноевропейских стран (до 1 ноября 1993 г. — Европейские сообщества) В условиях начавшегося распада колониальной системы европейские страны вернулись к свободной торговле, но на уровне более высоком. Договаривающиеся страны добровольно делегировали определенную часть своего суверенитета руководящему выбранному органу. Интеграция в этом и заключалась. В начале 1950-х гг. Франция, Италия, ФРГ,Бельгия, Голландия и Люксембург учредили специальным договором Европейское объединение стали и угля на базе французских и западногерманских запасов металла и топлива. Следующим этапом являлось создание таможенного союза, который предусматривал свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств – членов Европейского сообщества, а также общие таможенное тарифы в торговле с государствами, которые не входили в сообщество. В Риме в 1957 г., соответствующий договор был подписан той же шестеркой государств. Таким образом был создан первый общий рынок в истории экономики Создание общего рынка требовало сложной и длительной работы по гармонизации национальных законодательств, неоднократно возникал кризис, было сложно найти сочетание интересов бывших монополий в своих бывших колониях с интеграцией экономики в общем рынке. На основе интеграции эту проблему постепенно разрешили. Таким образом, крушение колониальной системы подтолкнуло Европу не к упадку, а к серьезному экономическому и политическому подъему. Американской интеграции дала толчок европейская: официально объявлено о подготовке и созданию общего рынка Северной Америки – США, Мексики и Канады.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке — снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.

Изначально союз замышлялся как отчасти ответ на набиравшую обороты европейскую интеграцию.

Ведущую роль в организации играют США, которые используют данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

Цели НАФТА:

устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

создание единого континентального рынка.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

studfiles.net

Создание Общего рынка / 100 великих событий XX века

О Соединённых Штатах Европы писал ещё В. И. Ленин. Прообразом их стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 году. В настоящее время речь идёт о формировании «единого экономического пространства», в котором решаются проблемы свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы.

Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию северо-американского общего экономического пространства. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии, арабском мире, Африке и Центральной Америке.

Общий рынок — концепция экономической интеграции государств — членов Европейского союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 года Европейского экономического сообщества — ЕЭС). Основные положения концепции Общего рынка отражены в Римском договоре о Европейском сообществе 1957 года.

Общий рынок включает три основных элемента. Первый элемент — это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот внутри Общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействию экономик государств-членов. Условия, устраняющие эти ограничения, получили название «принципы Общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом Общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) — проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной, антимонопольной, торговой и так далее.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции Общего рынка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 год). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени, в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение, вплоть до полного устранения, тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.

В целом процесс создания Общего рынка завершился к концу 1960-х годов.

Концепция Общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка, заложенной в Едином европейском акте 1986 года и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства — члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию, Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства, соглашение о котором было заключено в 1992 году.


www.publicevents.ru

Общий рынок предполагает общие правила (28.10.15)

О проблемах отечественных предпринимателей при ведении бизнеса на территории государств-членов ЕАЭС на международной конференции «Адвокатирование конкуренции в сфере промышленности на трансграничных рынках ЕАЭС» рассказала и.о. заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» – директор департамента экономической интеграции Дана Жунусова. 

 

В первую очередь представитель Нацпалаты акцентировала внимание на вопросах конкуренции, заявив, что без «создания здоровой конкурентоспособной среды и равноправных условий для ведения бизнеса» интеграция будет иметь определенные сложности. Как известно, рынок государств – членов ЕАЭС составляет 182 млн. потребителей с внешнеторговым оборотом почти в 1 трлн. долларов (937 млрд. долл. США).

«Это является стимулом для реализации потенциала предпринимательских инициатив казахстанского бизнеса, открывает возможности по привлечению инвестиций, созданию новых производств, а также выхода отечественной продукции на трансграничные и внешние рынки. В этом контексте особое значение имеют положения Договора ЕАЭС об общих правилах конкуренции», – отметила представитель НПП «Атамекен».

Вместе с тем, как заявила Дана Жунусова, при анализе и оценке состояния уровня конкуренции необходимо учитывать объективные стартовые условия всех участников, а также емкость и долю участия предпринимателей каждого из государств – членов ЕАЭС на трансграничных рынках.

Следующий вопрос, который затрагивает интересы бизнеса, это барьеры.

По словам Даны Жунусовой, с момента начала функционирования ЕАЭС и применения в практике заложенных в договоре норм сотрудничества неизбежным является процесс выявления пробелов и несовершенства механизмов регулирования в той или иной сфере, создающих барьеры для эффективного функционирования четырех свобод  для  товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этой связи ЕЭК разработан Список барьеров для взаимного доступа на рынок ЕАЭС. В настоящее время в Списке находится 319 выявленных изъятий, барьеров и иных ограничений взаимного доступа.

В свою очередь, как отметила Дана Жунусова, НПП РК «Атамекен» постоянно на основании обращений отечественных предпринимателей проводит работу по формированию списка барьеров для казахстанского бизнеса.

Между тем, как сообщила и.о. заместителя председателя правления НПП, сегодня существует ряд вопросов, имеющих первостепенное значение для отечественных предпринимателей, которые остаются нерешенными и являются серьезным барьером при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

По ее словам, бизнес Казахстана уже столкнулся с рядом проблем, которые ставят в неравные конкурентные условия наше предпринимательское сообщество по отношению к нашим коллегам в Союзе.

Одним из наиболее острых и болезненных вопросов для казахстанских предпринимателей представитель НПП назвала вопросы транзита казахстанских грузов. Как считает Дана Жунусова, «эта проблема является результатом отсутствия мониторинга и контроля за исполнением наднациональных решений ЕАЭС, примером чему служит неисполнение Распоряжения Премьер-Министров ЕАЭС об обеспечении действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС».

Как известно, долгое время оставался неурегулированным вопрос применения книжек МДП при транзите грузов по территории ЕАЭС. Благодаря инициативе Республики Казахстан 29 мая т.г. было подписано Распоряжение №12 Межправительственного Совета ЕАЭС об обеспечении действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС.

«Вместе с тем в настоящее время проблемы с транзитом и даже ввозом товаров в Казахстан затрагивают интересы уже не только автоперевозчиков, но железнодорожных перевозчиков и импортеров», – заявила и.о.заместителя Председателя Правления НПП. С чем чаще всего казахстанские бизнесмены могут столкнуться? Первое – это неприменение книжек МДП при транзите казахстанских грузов по территории РФ, второе – полный неоднократный таможенный досмотр казахстанских грузов, подпадающих под действие «санкционного» списка, и, в-третьих, запрет Россельхознадзора на транзит казахстанских грузов через внешнюю границу ЕАЭС через пункты пропуска Республики Беларусь.

«В результате вводимых российской стороной мер отечественные предприниматели вынуждены оплачивать как услуги сторонних организаций по доставке импортного сырья для переработки, так и дополнительные  услуги по хранению товара на российских СВХ, погрузке и выгрузке товара для досмотра. Дополнительные финансовые издержки ложатся, в свою очередь, на стоимость конечной продукции, а на практике складывается ситуация, в которой отечественные предприниматели находятся в неравных конкурентных условиях с аналогичными предприятиями государств – членов Союза», – рассказала Дана Жунусова.

НПП неоднократно поднимала эти вопросы на уровне уполномоченных государственных органов стран ЕАЭС, на Совете ЕАЭС, ЕЭК, в СМИ.

«Однако на сегодняшний день ситуация остается неразрешенной, что оказывает негативное влияние на объем перевозок в Казахстане, и в будущем может привести к серьезным последствиям, таким как потеря отечественного рынка международных автомобильных перевозок и сокращение транзита грузов железнодорожным транспортом», – заявила представитель Нацпалаты.

Еще одним важным моментом в условиях интеграции является вопрос государственной поддержки. По мнению Даны Жунусовой, информация об объемах господдержки в странах ЕАЭС должна быть прозрачной.

По ее словам, сегодня в условиях негативных мировых факторов особое значение имеет субсидирование ключевых отраслей экономики как инструмент поддержки отечественных производителей.

«Как показывает практика, в государствах – членах Союза отсутствует тенденция снижения объема предоставляемых субсидий в рамках принимаемых государственных программ поддержки и мер регулирования. Вместе с тем стоит полагать, что разные уровни субсидирования непосредственно влияют на состояние конкуренции в различных отраслях экономики», – заметила представитель НПП «Атамекен».  

При этом она отметила, что «работа в данном направлении ведется. Так, в настоящее время рассматриваются Подходы к разработке критериев, на основе которых Комиссия будет принимать решение о допустимости или недопустимости специфических субсидий».

«Принимая во внимание, что, действительно, объемы государственной поддержки могут существенно искажать возможности конкурирующих на трансграничных рынках предприятий, считаем, что данная информация должна быть открыта, доступна и прозрачна. Надеемся, что наши партнеры из стран ЕАЭС готовы к равной и добросовестной конкуренции», – резюмировала Дана Жунусова.

vitaminka.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *